Сведения о дизайне интерьера дошли до нас с эпохи Возрождения. В это время в искусстве происходили великие изменения, мир архитектуры и искусства перерождался, и именно в этот период дизайн интерьера был выделен как самостоятельный вид искусства. Всё большое внимание стали уделять различным аксессуарам в интерьере; рождалась новая гармония сочетания тканей, включая драпировки и оформления окон.
Более изысканные, Театральные — вот наиболее точные оценки оконных драпировок эпохи Барокко. Карнизы и ламбрекены вышли на первое место в качестве завершающих элементов оконного дизайна. Но всё же их главным назначением было прятать карнизы, рейки и передвижные механизмы. Первые шторы были простыми и представляли собой одно целое полотнище. Две занавеси впервые появились в стиле барокко, что придало окну симметричный вид. Во времена Позднего Георгианства стали подбирать по цвету и стилю оконных занавесей и кроватных драпировок. Ламбрекен имели элегантные очертания, был тщательно и изысканно декорирован. Драпировка становится более « текучими», композиции мягко струились. Эффект движения усиливали вошедшие в моду ленты, тесьма, гирлянды — элемент украшения узорчатых тканей. Оконные драпировки становятся более сложными, так как дизайнеры начинают оформлять окна согласно пропорциям, открытым в 16 веке итальянским архитектором Андреа Палладио, которые получили название палладиевых принципов(венецианский стиль).
В период Барокко и в Викторианскую эпоху дизайн интерьера полностью зависел от драпировщиков. По разработкам этих искусных людей создавались прекрасные балдахины и оконные занавеси. В мастерских и промышленных цехах их роскошные эскизы воплощались в жизнь. Для этого периода были типичные более лёгкие занавеси и балдахины, и драпировщики делали акцент на создания комфорта. Для оконных занавесей чаще всего использовалась лёгкая шёлковая тафта. Цвета были более изысканными; мягкие пастельные тона — жёлтые, розовые и голубые.
Поднимающие гардины и так называемые римские шторы стали самыми модными видами драпировки окон в то время. Эти гардины сочетали с занавесями из более богатой тёмной ткани и с украшенным карнизом.
Хлопок и шёлк заменили более тяжелые ткани , такие как вельвет и гобелен, использовавшие для балдахинов в эпоху Барокко. Таким образом, стиль рококо стал переходным от нарядного барокко к более изысканному классическому стилю.
Федеральный стиль(ампир):драпировка окон по-прежнему оставалась роскошной, так как для неё теперь использовались многочисленные слои занавесей, часто в асимметричном стиле. Нередко на окне могло висеть по четыре или пять слоёв занавесей: верхняя портьера, нижняя гардина из лёгкой ткани, дополнительная занавеска и шторы. Популярность дополнительных занавесок из прозрачной ткани продолжала расти в течении всего периода Ампира
Обычно их шили из шёлка или хлопкового муслина нейтральных расцветок — они стали типичны для того времени. Исчезновение ламбрекенов привело к разработке более замысловатого оформления верхней части окон и карнизов. Французские цилиндрические складки, буфы создавали красивую форму, а карнизы превращались в роскошные элементы декора.
Популярность драпировки со шлейфом возросла в период Ампира(шторы лежали на полу от сантиметров до несколько метров) эффектно стелющихся по полу. Другой декоративной деталью, широко используемой в этот период, была подкладка, которая создавала эффект дополнительного слоя драпировки.
Рольшторы служили художественным элементом интерьера. Они использовались в качестве холстов для живописных пейзажей и набивных рисунков. Такие шторы являлись неотъемлемой частью оформления окон той эпохи. С исторической точки зрения можно сказать, что оформление окон развивалось по спирали: периоды богатства и роскоши сменялись периодами подчёркнутой простоты, а между ними были переходные периоды. Многослойный стиль ампир и регентства стал переходным периодом, который предшествовал изобилию Викторианской эпохи(1840-1901).
Детали с использованием тканей и бахромой были одной из главных тенденций эпохи. Известные дизайнеры того времени советовали своим клиентам использовать гардины на подкладке, она не только продлевала шторам жизнь, но и позволяла сохранять тепло и предотвращала выцветание предметов интерьера. Стали появляться новые рисунки для оконных штор. Для создания мягких волн и придания дополнительного объёма использовалось всё больше ткани, так появилась австрийская штора.
Противники излишеств Викторианского периода выступали за простоту стиля и возвращение к принципам готической эпохи. Эта группа получила « Эстетическое движение». Интерьеры были просты и функциональны, а обои и ткани служили лишь фоном для них. Идеи «Эстетического движения» преобладали до конца 19 века, пока на смену не пришло новое течение, которое под влиянием французского стиля снова ввело в моду драпировку, богато украшенные карнизы, многослойные шторы и другие украшения былых эпох.
Этнические стили подразделяются на несколько групп- Египетский, Африканский, Японский , Индийский, Китайский , Средиземноморский , Скандинавский , Кантри .
Египетский стиль использует следующие цвета: желтый, красный, зеленый и синий в сочетании с белым. Цвета пустыни и зеленых оазисов хорошо подойдут к интерьеру. Стены при этом должны быть окрашены в мягкие и спокойные тона.
Для декорирования окон можно использовать жалюзи из соломки или другого натурального материала, полотняные шторы с египетскими мотивами.
Африканский интерьер не нуждается в обилии цветов, но он требует умелого подбора фактуры материалов. Лучезарные тона желтого, оттенки красной охры, веер оранжевых, шоколадно-коричневый, известково-белый — вот основа этой декоративной темы.
В шторах используются натуральные ткани (лен, хлопок, шерсть). Для этого стиля хорошо подходят занавеси желтых и терракотовых оттенков цвета с вышивками в виде фигурок животных: жирафы, зебры, тигры, леопарды, в тему будут и зигзагообразные с круговыми орнаменты.
Японский стиль можно назвать минималистско-декоративным. Для оформления окна используются белые или кремовые натуральные ткани с черными и алыми акцентами. Из тканей в интерьере используется хлопок и шелк. Индийский шелк не такой скользкий, как китайский, поэтому хорошо драпируется, ложась величавыми и живописными складками.
Замысловатый коктейль орнаментов и цветов, рисунков и фактур, великолепие резьбы и инкрустаций на мебели – все это отражает индийский стиль. Цветовая гамма стиля — бирюзовый, малиновый, красный, оранжевый цвета — яркие и насыщенные.
Из тканей в интерьере используется хлопок и шелк. Индийский шелк не такой скользкий, как китайский, поэтому хорошо драпируется, ложась величавыми и живописными складками. Классика китайского мебельного производства — черная лаковая мебель — применяется многослойная лакировка, резьба по лаку, отделка позолотой отдельных деталей. В интерьере много керамики – вазы, статуэтки, обилие посуды.
Традиционными рисунком на тканях в Китае являются цветы и золотой дракон, пагода и ветки цветущей вишни на ярко-красном фоне. Основные цвета — красный, золотой, черный.
Средиземноморский стиль в интерьере очень теплый, незамысловатый и комфортный — это стиль испанских и итальянских домов, пронизанных солнцем. Цветами это стиля являются белый, бежевый, синий, желтый — цвета моря и солнца. Окна оформляются простыми хлопковыми светлыми тканями, с неярким рисункам, чтобы в комнату проникало максимум света.
Современный скандинавский стиль отличается чистыми линиями, светлыми тонами. Главное в стиле — это натуральность материалов и небольшое количество предметов интерьера, спокойствие и упорядоченность. Декор окна чрезвычайно прост. Можно использовать однотонные римские и роликовые шторы, длинные шторы из светлых полупрозрачных или легких тканей.
Кантри – это грубая фактура стен, камин, деревянная неполированная или плетеная мебель, хлопчатобумажные и льняные ткани для штор с цветочными узорами, вязаные коврики, обилие керамических изделий. Возможно использование кованых элементов, таких как подставки для цветов, светильники, карнизы для штор.
Используйте текстильные изделия, такие как скатерти, салфетки, абажуры и т.д. Декорирование интерьера текстилем сразу сделает Ваш интерьер более уютным и домашним. Современные стили — Модерн, он же Ар нуво, появился в конце 19 века и основной его концепцией стало сломать стереотипы классических стилей, перейти от строгих к живым и природным формам, обилию прихотливых изогнутых линий .Модерн в дизайне штор — это асимметрия и изящный, продуманный беспорядок.
Арт -Деко — для этого стиля характерны легкость и изящество, причудливая игра цветов: приглушенные пастельные тона стиля Ар нуво в смешении с ярко-оранжевым, розовато-лиловым, желтовато-зеленым. Арт деко смешал взятые у модерна цветы с одолженной у конструктивизма геометрией, добавил к ним свою собственную страсть к экзотическим материалам.
В шторах предпочтительны геометрические формы и орнаменты, прямые линии, абстрактные композиции, узоры с восточными и африканскими мотивами. Окна украшают прямыми драпировками простой формы, делая основной акцент на красоту и изысканность тканей для штор, а не на их фасон. Часто применяются потолочные карнизы, плавно переходящие в окаймляющий стены декоративный профиль.
Винтажный стиль — современное направление в моде и дизайне интерьера, основанное на сочетании современных и старинных предметов, а также искусственно «состаренные» вещи . На сегодняшний день актуальным остается сочетание темного дерева венге или выбеленного дуба с яркими стильными деталями — рисунками и аппликациями. Шторы в этом стиле приобретают спокойные цвета и формы, подчеркивая историческую ценность винтажного интерьера.
Авангард — для окон можно применить многослойность тканей — прозрачные гардины повесить не вниз, а поверх штор, создавая больший объем и придавая всему интерьеру некую таинственность. Крой штор может быть простым, игра будет происходить на современных фактурах, часто прорезных, серебристых, «металлик». Подвешивают такие шторы чаще на металлической струне.
В этом стиле не приветствуются тяжелые портьеры. Все должно быть легким и ненавязчивым. Можно использовать многослойную вуаль, японскую или римскую штору.
Стиль техно часто используют для оформления баров, ресторанов, ночных клубов и прочих публичных заведений. Цветовая гамма для оформления интерьера в стиле техно должна быть в оттенках хаки, серого, малинового, коричневого и оранжевого. Окна можно закрыть темными шторами или жалюзи. Для этого стиля важно, чтобы в интерьере присутствовал только искусственный свет.
Минимализм — это простые формамы и предельная функциональность. Наличие в минималистском интерьере картин в старинных резных рамах, комнатных статуеток причудливых форм и других подобных элементов украшения интерьера исключены.
При декоре используются легкие воздушные ткани с ровной текстурой без рисунка и вышивки. Интересно сочетание в одном цвете штор и плиссированных жалюзи.